Научная школа в медицине - Народная и нетрадиционная медицина

Перейти к контенту

Главное меню:

Научная школа в медицине: сберечь традиции

Что принято считать научной школой в медицине? В работах, посвященных этому вопросу, научную школу считают "неотъемлемым компонентом науки как деятельности, поскольку эта деятельность предполагает "производство" не только идей, но и людей, без которых невозможны сохранение традиций, передача "эстафеты знаний" и тем самым существование науки в качестве социально-исторической системы". В настоящее время появилось немало новых коллективов, называющих себя школами. Но многие из них, выполняя образовательную (обучение творчеству) и собственно исследовательскую функцию, не являются носителями исторической традиции - передачи от поколения к поколению искусства исследования, норм и ценностей научного сообщества. Как сберечь традиции? Как не утратить то истинное предназначение научной школы, ради которого она существует? Размышлениями на эту тему делится профессор ММА им. И. М. Сеченова академик РАМН Виктор Серов.

Наиболее характерными чертами, отличающими научную школу от обычного научного коллектива, являются, во-первых, общность принципов и взглядов в решении научных проблем, во-вторых, преемственность научных взглядов и идей, которая обеспечивает влияние научной школы на развитие науки в течение длительного времени, иногда на протяжении нескольких поколений. В-третьих, подготовка высококвалифицированных научных кадров, способных к самостоятельной исследовательской деятельности, что также оказывает влияние на прогресс и тенденции развития науки. Следует различать три типологические формы: научно-образовательная (классическая), научная школа как исследовательский коллектив (дисциплинарная), научная школа как направление, приобретшее национальный характер.

Классическая научная школа создается обычно на кафедрах. Она оказывает влияние не столько на разработку научных направлений или проблем, сколько на развитие целевых научных дисциплин, на научный потенциал страны, обеспечивая подготовку ученых широкого профиля, способных к самостоятельной исследовательской работе. Стимулируя самостоятельность молодых ученых, отбирая среди них наиболее способных, классическая научная школа обеспечивает преемственность в развитии знаний и смену поколений. Формирование ее, как и научной школы вообще, обусловливается в первую очередь личными качествами их основателей и руководителей, их талантом и научным авторитетом. Дисциплинарные научные школы организуются на базе специализированных научно-исследовательских институтов. Они в меньшей мере, чем классические, "прикованы" к своему руководителю.

Время существования дисциплинарной школы определяется временем выхода развивающегося направления из-под детального контроля его лидера. Научная школа как особое направление, приобретающее национальный характер, возникает тогда, когда ее воздействие на научное сообщество и ее вклад в научный прогресс при определенных обстоятельствах распространяются за пределы школы как в пространственном, так и во временном аспекте. Во временном аспекте утверждается некая тенденция, которую поддерживают новые поколения исследователей. В древности эти "школы-направления" существовали веками, в настоящее время период жизни таких школ короче, хотя некоторые из них остаются долгожителями. Такой "школой-направлением" в физиологии была, да и остается физико-химическая школа, яркими представителями которой были И. Сеченов, И. Павлов, В. Бехтерев, А. Ухтомский, П. Анохин и другие.

В патологии - клинико-морфологическая школа, основанная терапевтом И. Варвинским и патологом А. Полуниным, утвержденная М. Никифоровым и развитая А. Абрикосовым и его учениками. Особенностью патологоанатомической школы А. Абрикосова является сочетание в ней всех типологических форм. Высокие научные и личностные качества позволили Абрикосову в первые же годы заведования кафедрой создать замечательный коллектив (И. Давыдовский, В. Талалаев, Г. Пожарисский и другие), усилия которого были направлены прежде всего на развитие патологической анатомии как научной медико-биологической дисциплины, подготовку ученых, способных вести самостоятельную исследовательскую работу. Многие сотрудники кафедры, получив профессорское звание, избирались заведующими кафедрами в разных медицинских институтах страны, формируя дочерние кафедры, продолжающие дело Абрикосова по развитию отечественной патологической анатомии.

В классической научной школе необычайно ярко выражена преемственность в развитии знаний, разработке научных проблем. Не менее выражена и приоритетность научных исследований - инфекционные болезни, ревматизм, проблемы аллергии, патология вегетативной нервной системы и др.
Научная школа остро ставит вопрос о взаимоотношении учителя и ученика. Древние считали, что учитель - пример для подражания. "Ты даешь многое, если даже не даешь ничего, кроме примера", - говорил Сенека. Ученик - не только единомышленник учителя, но и продолжатель, а главное, "приумножатель" его дела.

Смотрите -
Работающие матери и воспитание детей

Создание полнофункционального сайта, с грамотным веб дизайном - задача посильная только профессионалам. Созданием сайтов в Краснодаре занимается именно такая команда высококлассных специалистов веб студии Teamprofy.


Далее - Гипертония и сердечно-сосудистые заболевания

Вернуться на главную страницу


 
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню