Профессия врач - Народная и нетрадиционная медицина

Перейти к контенту

Главное меню:

Профессия врач.

Врачебной профессии, как никакой другой, присущ дух подвижничества. "Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке. И это есть и сильнейшее побуждение, и глубокое удовлетворение", - слова эти, принадлежащие академику И. П. Павлову, как нельзя лучше отражают традиции русской интеллигенции в целом и медицинской в частности. Для нее всегда были характерны нетерпимость ко всем проявлениям гражданского и политического угнетения, стремление реализовать себя, желание достичь признания в обществе, здоровое честолюбие. Парадоксально, но до последнего времени продолжается дискуссия по самому пониманию термина "интеллигенция". Согласно энциклопедическому определению, интеллигенция - это общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным трудом, развитием и распространением культуры среди всех членов общества. Мы полностью разделяем мнение профессора В. Мальцева, считающего, что в этом определении не хватает самого главного - нравственного критерия.

Последние годы, характеризующиеся материальным, моральным и нравственным обнищанием жителей России, наложили отпечаток и на медицину. Не всегда в процессе естественной смены кадров выпускники медицинских вузов бывают достойны своих предшественников. Безусловно, нельзя не согласиться с мнением, что интеллигенция принадлежит к образованному, а следовательно привилегированному, слою. Но всегда ли обладание определенной суммой знаний является критерием высокой нравственности, чистоты помыслов, человеколюбия, правопослушания? Интеллигенция - этот своеобразный духовный орден (по образному определению русского мыслителя Георгия Федотова) - приемлет в свои ряды, пусть и чисто формально, далеко не каждого. Что касается врачебной деятельности, то известный австрийский ученый Гуго Глязер писал, что профессия, настолько отличная от всех других, должна иметь свои собственные внешние и внутренние законы, свои заветы и запреты, определяющие мышление и поведение врача и в сумме составляющие то, что принято называть врачебной этикой. Глубочайшие катаклизмы современности не только перевернули сознание людей, имеющих определенный жизненный опыт, но и буквально вспахали незрелые души молодого поколения. Причем очень часто вспаханное поле было засеяно семенами далеко не добра и справедливости, права и морали, а напротив, иждивенчества, меркантильности, обесценивания человеческой жизни, склонности к применению насилия, призывами к обогащению. Нет ли диссонанса между растущей коммерциализацией медицины, увеличивающимся объемом услуг, оказываемых только платно, и самой сутью профессии врача, призванного помогать страждущим независимо от их материального положения?

Может ли врач - высокообразованный специалист - претендовать на принадлежность к ордену интеллигенции, будучи нравственно нечистоплотным, глубоко безразличным к происходящим в стране политическим, экономическим, социальным процессам? К сожалению, последние годы характеризуются не только социально-нравственной деградацией общества, но и ослаблением внимания к воспитательной работе среди молодежи. Кого желает видеть общество в своих рядах, на кого мы должны ориентироваться в XXI веке - на новоявленных жирующих нуворишей с дипломами о высшем образовании, которым глубоко безразличны судьбы и страдания собственной страны, или на высоконравственных граждан, преданных России, неспособных на подлость? Мы глубоко убеждены, что в период обучения в вузе следует уделять самое пристальное внимание не только специальным дисциплинам, но и воспитанию соответствия поведения моральным и правовым ценностям, которые издревле были приняты в России (любовь к Родине, уважение к истории, стремление помочь ближнему, бескорыстие, справедливость и т. д.). Роль педагога заключается в том, чтобы помочь молодому человеку сориентироваться в современных общественных отношениях (отнюдь не покушаясь на свободу выбора!). Настоящий интеллигент - высококультурный человек, считающийся с общественным мнением. Жаль, но конъюнктурщина и приспособленчество, угодничество и лесть, ханжество и лицемерие, поверхностность взглядов и суждении, отсутствие собственного мнения по многим производственным и социальным вопросам не обошли стороной и высшую школу. Процветание этих пороков ни при каких условиях не способствует росту авторитета педагога, выполнению воспитательной функции учебного заведения. Настоящий врач-интеллигент не способен на подлость, грубость и хамство, предательство интересов своих пациентов.

Воспитание врача как представителя русской интеллигенции - тяжелый, повседневный труд. Быть хорошим клиницистом - обязанность любого врача лечебного профиля, однако одного этого недостаточно для того, чтобы быть интеллигентом, каковым обязан быть врач. В высшей школе каждый день нужно уделять внимание воспитанию деонтологических принципов, нравственным законам, которые академик РАМН Евгений Вагнер определил тремя словами - совесть, честь, долг. Необходимо признать, что аксиомой образования должна быть ориентация на личность студента, на воспитание разносторонне образованного специалиста. Выдающиеся педагоги всегда уделяли внимание личностно ориентированному образованию. Н. И. Пирогов писал, что грубо ошибаются те, кто думает, что одни только сосредоточения действия духа по одному направлению ведут к глубоким познаниям предмета и порождают глубокомыслие. Односторонний специалист есть или грубый эмпирик или уличный шарлатан. Тысячу раз оправдан приказ Министерства обороны РФ N 110, определяющий, что главной задачей военных учебных заведений является удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Насколько нам известно, подобного нормативного акта на уровне Министерства здравоохранения нет. Между тем жизнь диктует его необходимость, поскольку интересы общества требуют подготовки не только профессионально грамотного специалиста, но и настоящего гражданина России. Формы воспитания могут быть самыми разными: углубленное изучение вопросов истории родного вуза, посещение музеев и выставок, встречи с культурологами, обществоведами и т. д. Главное, чтобы процесс этот был постоянным, планомерным, не формальным и не фальшивым. Думается, что незаслуженно отвергнутый в свое время институт кураторов требует реабилитации и возрождения на качественно новом уровне, на основе новых принципов. Еще раз подчеркнем, что итоговая цель образования - развитие личности. Знания устаревают и постоянно обновляются и корректируются в течение профессиональной деятельности, а определенный нравственный, этический, моральный ценз задается один раз на всю жизнь. Роль педагога в становлении этого ценза для молодого человека, не имеющего жизненного опыта да еще оторванного от родительской опеки, трудно переоценить. Осмелимся полагать, что только врач-интеллигент, врач-гражданин, а не врач-ремесленник полезен своим трудом обществу. И сегодня медицина гордится истинными интеллигентами, заслужившими признание, уважение и любовь своих коллег, учеников и пациентов не столько должностным положением, сколько образом жизни, стилем общения и порядочностью. Сейчас, как никогда, актуальна мысль профессора И. Кассирского: "Человек, вступивший на путь врача, должен быть личностью, носителем высоких морально-этических качеств". Именно воспитание личности, духовно-нравственное воспитание должно стоять в одном ряду с профессиональной подготовкой врача.

Смотрите статью -
Для чего нужна женская консультация

Создание и разработка автоматизированной информационно-диспетчерской системы "Скорая медицинская помощь" часть комплексного оснащения медицинскими информационными системами объектов здравоохранения. Эта информационная система надежна в работе, проста в освоении, удобна в использовании.

Далее - Психиатрия должна оставаться бесплатной

Вернуться на главную страницу


 
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню